танцевальная деревня на ладоге
"ЛАНДШАФТЫ ДВИЖЕНИЯ"
Статья из серии "Тело в Природе", авторы - Анастасия Саевич, Мария Грудская, Александра Безроднова.

Маша: "Когда путешествуешь по разным местам, очень сильно бросается в глаза, насколько по-разному тело живёт в разных природных ландшафтах.
В море, например, совсем другое качество танца, чем в бассейне. В пустыне рождается совсем не тот танец, что на берегу озера или в окружении леса."

Настя: "Среда, в которой мы родились и живём - мы знаем её до тонкостей, и хорошо в ней ориентируемся, как ночью у себя дома. Потому что обретаем набор движенческих паттернов, пригодных для существования в ней. Например, человек, преимущественно проводящий время в лесу или в деревне, может быть очень ловким, но, оказавшись в метро, совершенно растеряться, и в этом контексте оказаться неуклюжим.

Мне нравится предложение Андреа Олсен, оно звучит примерно так:

Напишите о себе эссе с разными вопросами. Например:

- В каком ландшафте вы выросли?
- Как это повлияло на ваше телесное развитие?
- На что вы любили залезать?

И вот я спрашиваю себя...
Я родилась и выросла в Питере. Чем Питер особенный? Он совершенно плоский. Невысокое, но широкое небо, часто серое. Как это влияет на моё ощущение себя, на мою способность размещать себя в пространстве, на мою эстетику, на мой танец? Является ли мой танец, в какой-то мере, не только моим зеркалом, но и зеркалом среды, в которой я развиваюсь? Является ли мой танец "городским"?

Плюс к этим вопросам я замечаю, что в разных природных местах моё тело движется очень по-разному. Есть места, которые я чувствую, что действительно освоила, и могу детально различить оттенки своего движения в них: Ладога, Алтай, Таиланд. И мне становится понятно, зачем я еду в каждое из этих мест, именно - "за чем", за каким качеством, за каким опытом проживания себя.

В первые годы преподавания на Ладоге меня шокировало, что достаточно вывести людей на берег, сказать - "Смотрите на волны," - и всё - их не надо ничему учить. Танец уже случается, и качество движения кардинально отличается от того, что обычно происходит в зале. Люди вдруг становятся "телесными", более соединёнными с собой, способными к чувствительности, выразительности.

Я думаю, что этот ладожский ландшафт - лес, длинный пляж, большое небо и озеро - дают вместе соматический эффект успокоения. Парасимпатическая система больше включается, психика получает больше отдыха. Опять же, настраиваясь, как человек я могу по-разному присутствовать с одной и той же природой".

Саша: "На Алтае на природе мне вообще танцевать не хотелось. Ни даже петь. Хотелось быть, внимать, притихнуть, слушать. Было ощущение, что я маленькая, а горы вокруг огромные, и надо просто остановиться и слушать их. В студии всё окей, а вот когда в походе, то ощущение, что если я сейчас начну что-то из себя двигать, то это будет лишнее - как в Тулу со своим самоваром.

А в Таиланде - именно на новом берегу, куда переехал наш земноводный фестиваль - я просто, без преувеличений, становлюсь танцором своей мечты. Когда это впервые случилось, было совсем неожиданно. Мы постелили пол, ещё до фестиваля, начали джемить, и вдруг я обнаруживаю, что у меня есть смелость на высоте делать всё то, что я боялась и чего очень хотела раньше. Я абсолютно свободна и расслаблена, могу двигаться трёхмерно без того, чтобы ограничивать себя из-за чувства опасности. В целом, это качество сохранилось и после, но с тех пор каждый раз, когда приезжаю на этот остров, замечаю, как оно обновляется и расцветает.

Спрашивала себя, почему, откуда вдруг это свойство. Два ответа, которые мне пришли. Первое - пол ощущается как безопасный и принимающий (в данном случае это огромный баннер, постеленный на плотный песок), а второе - гивеи (каучуковые деревья). В этом месте они растут вокруг танцпола, устремляются вверх и есть ощущение, что буквально тянут, зовут за собой. Приглашают направить взгляд вверх и проследить перспективу, в которой как бы параллельные стволы встречаются ветками вместе. У меня очень чёткое телесное ощущение, что я становлюсь лёгкой, меня буквально "поднимает".

Ещё было одно телесное открытие - про пламенеющую готику и Казантип. Однажды поехала к Саше Гиршону на конференцию по ИТДТ, а потом собиралась остаться на лабораторию перформанса. Так вот, это был первый раз в жизни, когда я не осталась, уехала, именно по ландшафтным причинам. Там для меня слишком плоско (хотя есть холмы) и мало деревьев. Ощущение, что я в пустыне, и мне негде спрятаться, я под солнцем, я не могу отдохнуть. Пришлось уехать в нормальные крымские горы, где есть ощущение, что у меня прикрыта спина. И там я смотрела на горы и понимала, почему я так люблю архитектуру, стремящуюся вверх. Потому что она напоминает мне горы, а рядом с горой я чувствую себя безопасно, как в детстве. И это как раз ответ на вопрос, как на моё тело и восприятие повлияло то место, где я выросла (Кавказ).

Ещё один жёсткий пример. В Израиле мы поехали с группой танцоров танцевать в пустыне. Камни были настолько острыми, что двигаться можно было только в обуви, медленно, проявляя осторожность, чтобы не поцарапаться. Никаких скольжений, ничего из того, что я привыкла понимать как "танец на земле". Потом разговариваем с ребятами. Я говорю - зачем же такое мучение? Мне отвечают: "Это даёт особое качество танца. Это не то, что у вас на травке. Пустыня - не место, чтобы расслабляться. Она воспитывает в тебе качество воина".

И я обнаруживаю свои клише. Что для меня это не танец, когда я не могу обнять и растечься, когда я не могу двигаться босиком. Что моё представление о танце ограничено рамками привычного мне комфорта. И очень, очень географически обусловлено".

Настя: "Мне было бы интересно посмотреть на твой танец в пустыне, со всеми твоими чувствами".

Маша: "Я не очень много была в горах, но вот, например, на Мезмае - там очень красиво, но мне неспокойно. Река слишком шумная, тропинка всё время вверх-вниз, обрывы. Я могу быть там, и даже любоваться, но жить бы я там не смогла".

Саша: "Мне нравится особенная эстетика Ладоги, она как иероглиф, где всё минималистично, гармонично и продумано до мелочей. Здесь камешек большой, рядом поменьше, а вот здесь сосенку поставили.

На Ладоге я становлюсь эстетом, и там не хочется сделать ничего лишнего. Поэзия моего движения диктуется пространством.
А на Кавказе - буйство зелени, свалка красоты. И танец там у меня соответствующий - бурный и бестолковый.

Кончено, это обобщение. В каждом маленьком закутке меня ждёт особый танец, неповторимый, рождённый связью именно с этим местом и с этой "точкой зрения". Чего я сейчас касаюсь, насколько отсюда видно небо, и какое оно, какова опора подо мной, слышу ли я сейчас звук водопада или дождя, пение птиц или ветер".

Эта статья, возможно, сама по себе не имеет художественной или даже информационной ценности. Она - приглашение читателю пробудить его личные воспоминания, сказать "А у меня...".

Через это мы приглашаем вас включить внимание к своему телесному присутствию, своему воплощению, находясь в том месте и ландшафте, где вы сейчас находитесь. Взять эту наблюдательность в свои путешествия и в свои выборы того, как организовать себе отдых, наполнение, восстановление, обновление. Как создать для себя контакт с нужными вам качествами. В своём выборе пространства, в движении или в неподвижном созерцании.

#ladoga_dance #ladogaland #теломойдом #движениексебе #sashaffect #sashaffect_bodymind #эмбодимент

Фотографии Насти Ландсберг