Я думаю, что этот ладожский ландшафт - лес, длинный пляж, большое небо и озеро - дают вместе соматический эффект успокоения. Парасимпатическая система больше включается, психика получает больше отдыха. Опять же, настраиваясь, как человек я могу по-разному присутствовать с одной и той же природой".
Саша: "На Алтае на природе мне вообще танцевать не хотелось. Ни даже петь. Хотелось быть, внимать, притихнуть, слушать. Было ощущение, что я маленькая, а горы вокруг огромные, и надо просто остановиться и слушать их. В студии всё окей, а вот когда в походе, то ощущение, что если я сейчас начну что-то из себя двигать, то это будет лишнее - как в Тулу со своим самоваром.
А в Таиланде - именно на новом берегу, куда переехал наш земноводный фестиваль - я просто, без преувеличений, становлюсь танцором своей мечты. Когда это впервые случилось, было совсем неожиданно. Мы постелили пол, ещё до фестиваля, начали джемить, и вдруг я обнаруживаю, что у меня есть смелость на высоте делать всё то, что я боялась и чего очень хотела раньше. Я абсолютно свободна и расслаблена, могу двигаться трёхмерно без того, чтобы ограничивать себя из-за чувства опасности. В целом, это качество сохранилось и после, но с тех пор каждый раз, когда приезжаю на этот остров, замечаю, как оно обновляется и расцветает.
Спрашивала себя, почему, откуда вдруг это свойство. Два ответа, которые мне пришли. Первое - пол ощущается как безопасный и принимающий (в данном случае это огромный баннер, постеленный на плотный песок), а второе - гивеи (каучуковые деревья). В этом месте они растут вокруг танцпола, устремляются вверх и есть ощущение, что буквально тянут, зовут за собой. Приглашают направить взгляд вверх и проследить перспективу, в которой как бы параллельные стволы встречаются ветками вместе. У меня очень чёткое телесное ощущение, что я становлюсь лёгкой, меня буквально "поднимает".
Ещё было одно телесное открытие - про пламенеющую готику и Казантип. Однажды поехала к Саше Гиршону на конференцию по ИТДТ, а потом собиралась остаться на лабораторию перформанса. Так вот, это был первый раз в жизни, когда я не осталась, уехала, именно по ландшафтным причинам. Там для меня слишком плоско (хотя есть холмы) и мало деревьев. Ощущение, что я в пустыне, и мне негде спрятаться, я под солнцем, я не могу отдохнуть. Пришлось уехать в нормальные крымские горы, где есть ощущение, что у меня прикрыта спина. И там я смотрела на горы и понимала, почему я так люблю архитектуру, стремящуюся вверх. Потому что она напоминает мне горы, а рядом с горой я чувствую себя безопасно, как в детстве. И это как раз ответ на вопрос, как на моё тело и восприятие повлияло то место, где я выросла (Кавказ).
Ещё один жёсткий пример. В Израиле мы поехали с группой танцоров танцевать в пустыне. Камни были настолько острыми, что двигаться можно было только в обуви, медленно, проявляя осторожность, чтобы не поцарапаться. Никаких скольжений, ничего из того, что я привыкла понимать как "танец на земле". Потом разговариваем с ребятами. Я говорю - зачем же такое мучение? Мне отвечают: "Это даёт особое качество танца. Это не то, что у вас на травке. Пустыня - не место, чтобы расслабляться. Она воспитывает в тебе качество воина".
И я обнаруживаю свои клише. Что для меня это не танец, когда я не могу обнять и растечься, когда я не могу двигаться босиком. Что моё представление о танце ограничено рамками привычного мне комфорта. И очень, очень географически обусловлено".
Настя: "Мне было бы интересно посмотреть на твой танец в пустыне, со всеми твоими чувствами".
Маша: "Я не очень много была в горах, но вот, например, на Мезмае - там очень красиво, но мне неспокойно. Река слишком шумная, тропинка всё время вверх-вниз, обрывы. Я могу быть там, и даже любоваться, но жить бы я там не смогла".
Саша: "Мне нравится особенная эстетика Ладоги, она как иероглиф, где всё минималистично, гармонично и продумано до мелочей. Здесь камешек большой, рядом поменьше, а вот здесь сосенку поставили.
На Ладоге я становлюсь эстетом, и там не хочется сделать ничего лишнего. Поэзия моего движения диктуется пространством.