К сожалению, городская среда предоставляет нам обеднённое пространство для движения и восприятия. Плоские полы, ровный асфальт, гладкие поверхности, лифты и эскалаторы отнимают у нас необходимость подниматься и спускаться самостоятельно.
Результат присутствия в обеднённой среде таков, что телесно мы не пользуемся всеми возможностями нашего строения. Мышцы задействуются неравномерно, и со временем это сказывается на нашей постуре, на суставах и на здоровье сердечно-сосудистой системы. Мы обретаем не только мышечные паттерны, но и паттерн выстраивания тела, адаптированный к выполнению движений в "плоском" мире.
В отсутствии привычки двигаться в "пересечённой местности", любые прыжки с камня на камень, лазание вверх и вниз по склонам, ходьба по неровностям становятся для городских жителей чем-то вроде экстрима. Вызывают чувство опасности и грозят травматизмом, даже у сравнительно молодого поколения людей.
Что же происходит с танцем? В контактной импровизации мы обучаемся взаимодействию с гравитацией, выстраиванию тела в моменты принятия веса и приземления. Но, практикуя в городе, наши привычные мышечные ответы оказываются приспособлены только к условиям гладкого твёрдого пола и наличию стен.
С этой точки зрения, среда, которую мы выбираем для телесной практики, может рассматриваться как часть самой практики, как "партнёр", который может нас чему-то научить.
Разница между "неудобной" и "удобной" средой тогда будет в том, собираюсь ли я отрабатывать заранее выученные формы, или я буду практиковать телесную внимательность, адаптируя своё тело и движение к новым условиям.
Более 12 лет опыта проведения танцевальных занятий на природе показали нам, что люди, привыкшие танцевать или двигаться в городской среде, попадая в естественные ландшафты, быстро устают. Скажем, если в норме контактный джем в студии может спокойно длиться 3-4 часа без перерыва, то на природе вот так слёту это не получается, танцующие быстро "выдыхаются".