"Танцевальная деревня на ладоге"
"ТЕЛЕСНОСТЬ
В ГОРОДЕ И НА ПРИРОДЕ"

Статья из серии "Тело в Природе"
Авторы: Мария Грудская, Анастасия Саевич, Александра Безроднова

Эта статья - запись живого разговора. Делимся своими наблюдениями и размышлениями касательно вопроса:
"Что происходит с человеческим телом, когда оно (он, она) приезжает из города "на природу"?"
Вопрос не праздный, и ответ не такой простой и односложный, как может казаться на первый взгляд.

Наряду с тем, что этот вопрос актуален с точки зрения психического здоровья, и потому стал предметом современных научных исследований (см. книгу Колина Элларда «Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» (2017)), нам захотелось поделиться размышлениями и практическими наблюдениями от лица танцоров и соматических (БодиМайнд, эмбодимент) практиков.

Подобно разной одежде, в разной среде мы чувствуем себя по-разному. Метафорически можно сказать, что окружающую среду мы тоже "одеваем" на себя. Вспомните, насколько по-разному мы ощущаем, ведём себя и даже по-разному двигаемся, если "одели" спальню, вокзал, офисный кабинет, концертный зал, морской берег или лес.

Нам кажется важным замечать, что происходит, когда какой-то один тип среды мы одеваем на себя так часто, что "срастаемся" с ней. Срастаемся с паттернами движения, дыхания, осанки, состояния внимания и сознания, которые диктуются этой средой.

Заметить - не только для того, чтобы начать больше ценить природную среду, что кажется и без того очевидным. Но для того, чтобы отмечать переключения, поддерживать их, оказываясь на природе или в парке. Осознавать паттерны, которые возникают в городе, и тем самым не позволять им оставаться незамеченными. А когда мы замечаем, у нас появляется больше возможностей управлять своим состоянием.

Мы сравниваем городскую среду и природную в целом, а также качества танца / свободного движения в зале и на открытом воздухе.


ЗВУК

Настя: "... Разная звуковая среда. Моё движение рождает звук, разнообразный, не такой предсказуемый, как в зале. Можно сказать, что в зале звуки настолько однотипные, что, если я их не произвожу намеренно, в большинстве случаев они остаются за кадром моего внимания. В зале звук отражается от стен, его не уносит ветер, я практически изолирована от внешних звуков, поэтому ориентация по слуху работает иначе".

Саша: "... В городе я в основном слышу звуки внутри квартиры или зала, и это "близкие" звуки. Под открытым небом - объем пространства большой, звуки приходят не только изблизи, но и издали. От этого "антенны" удлиняются, и размер моего присутствия расширяется.

В связи с этим есть одна очень простая практика, предложенная Ненси Старк Смит, которая помогает настроиться и открыть объём внимания:

ПРАКТИКА ПРИСЛУШИВАНИЯ

  1. Остановиться и прислушаться. В течение пары минут уделять внимание только "ближним" звукам - тому, что происходит в теле и в непосредственной близости от него.
    2. Потом пару минут слушать только самые отдалённые звуки.
    3. Теперь только те звуки, что приходят из пространства посредине между "близко" и "далеко".
    4. Слушать весь объём приходящих звуков и произвольно гулять вниманием между звуками разной дальности.
    5. Позволить себе двигаться, отзываясь на звуки как на стимулы к движению. ...
... Я вспоминаю некоторые уникальные звуки, по которым мне запомнились места. На некоторых пляжах есть песок , который скрипит, как резина, которая трётся о стекло. Вжух-вжух. На каждом шаге. ...

... Дома со стеклопакетами я привыкла спать в абсолютной тишине. А на природе приходится переучиваться и привыкать не только к постоянным звукам, но и к частым незнакомым и непонятным звукам. Для меня это - про перестраивание системы реагирования и про доверие к миру ;) ..."

ОБОНЯНИЕ

Маша: "... В городе я притупляю свое обоняние, потому что не хочется нюхать. А на природе - включаю. Это не значит, что оно у меня в городе "не работает". Но я намного меньше принимаю его в расчет, меньше наслаждаюсь им и меньше следую за ним. Моя жизнь как бы "упрощается" в этой сфере ..."

ЗНАНИЕ

Саша: "... Рассматривая и воспринимая разными органами чувств живую природу, мы познаём что-то о её принципах, о законах, о том, как всё сложено, устроено, взаимосвязано.

Например, морские волны с их ритмом и силой, лист с его прозрачностью и прожилками, снег, который тает вокруг стволов деревьев...

В организации городской среды, в строительстве зданий и проектировке улиц законы природы тоже есть и действуют, но использованы утилитарно, и в режиме экономии: более простые конструкции, большое количество плоских поверхностей и прямых углов. И мы недоузнаём. Недоучиваемся ..."

ОПОРА И РАВНОВЕСИЕ

Настя: "... Вспоминаю, Саш, когда ты вела на Ладоге кусочек про балансирование на камнях. Мы слушали опору стопой, останавливали и обращали вспять движение на каждой из четырёх фаз шага, опускались вниз на опорной ноге, использовали руки для контрабаланса. Шагали, не глядя под ноги, открывая периферическое зрение. В конечном счёте, были способны идти по камням с закрытыми глазами.

Мне кажется, что такие навыки на природе осваиваются лучше, чем в студии. С одной стороны, никогда КИ (Контактная импровизация) на песке не будет тем же самым танцем, что на ровном полу. Но есть вещи, которые реально можно только в песке отработать, например, падение; или на камнях, неровностях - например, балансирование. ...

... Люди, которые привыкли ходить по плоскому, в горах могут оступиться. И стопа деградирует, мы даже толкаемся неправильно, если не пользуемся носком. У нас не включаются мышцы бедра, ягодицы, стопа замирает и перестает быть подвижной.

... В конечном счёте, отсутствие контакта с собственной способностью к живой, активной опоре приводит к ощущению отсутствия опоры в психологическом плане. И далее - к разным хитрым способам получить это ощущение извне: тяга к стабильности, заземление через переедание и т.п.

А тут среда, с которой нужно договариваться на каждом шагу: песок, камни, земля, поваленные стволы деревьев, моховая подушка. Во-первых, это провоцирует необходимость вернуться к про-активному процессу опоры и подружиться к состоянием неравновесия.

Во-вторых, начинают включаться мышцы, которым в городе почти никогда не приходилось работать. Если, например, пробежаться по песку, в первое время может даже появиться усталость.

Со временем понимаешь, что усталость приходит не только от того, что нужно включать "новые" мышцы, но и от того, что по привычке исполняешь движения в знакомом ключе. Применяя свои привычки из "плоского" мира на пересечённой местности, где они оказываются неэффективными, и потому прилагая больше усилия. Со временем обучаешься ходить по камням и по песку, движение становится эргономичным и не приносит усталости.

В данном случае, эргономичное - это разнообразное. Каждый шаг или отталкивание происходит не автоматически, а в ответ на информацию, которую даёт опора. И это в корне отличается от привычной "городской" походки, где плоская и твёрдая опора полностью предсказуема и воспринимается как "настройка по умолчанию.

А ведь именно этого мы и хотим - разнообразного движения, которое пробуждает всё тело, вместо ежедневно повторяющихся движенческих клише, а следовательно, также ментальных и эмоциональных...

... Вспоминаю очень яркое ощущение с Ладоги, когда мох, как кожа земли, продавливается, а потом медленно поднимается обратно. Уходит паттерн взаимодействия с землёй как с чем-то "данным" и неживым. Хочется быть бережной с землёй и внимать ей ..."


ОБЪЁМ ПРОСТРАНСТВА И СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Саша: "... Я замечаю, как широта пространства сказывается на характере моего движения.

Я "копаюсь" внутри собственной ракушки, или внутри границ дуэта, когда, чтобы выйти вниманием за пределы зала, мне нужно дополнительное усилие или условие, например, использовать воображение.

Или я нахожусь под открытым небом, в среде с меняющейся влажностью и направлением ветра, с букашками вокруг меня и, действительно, не могу игнорировать, что нахожусь, живу и двигаюсь в огромном, бесконечном мире, частью которого являюсь.

Если я двигаюсь, ничего специально не воображая и не давая себе заданий, то происходит очень разное движение, соотнеснённое с размерами "помещения".

Движение, которое как бы заканчивается в пределах моего тела или моей кинесферы, в лучшем случае, в пределах архитектуры зала - и это соответствующий тонус в мышцах, соответствующая дальность взгляда.

На открытом пространстве я могу "продолжаться" намного дальше своих физических границ, "вырастать", "распространяться", расширяться.

С точки зрения состояния нервной системы, сжатие, уменьшение - как тела, так и объёма внимания - связано с реакцией стрессового отклика, состоянием подавленности, одиночества, сознания конфликта и разделённости. В то время как расширение в объёме внимания и в теле запускает состояния, связанные с ощущением собственной силы и единения. ...

Хочу привести одну историю в пример об отношениях с пространством:

После одного из слепых ретритов на Яхроме, которые проводит мой друг, мы группой возвращались к электричке. Вышли достаточно поздно, надо было спешить, а после больших дождей дорогу развезло. Идти по раскисшей дороге получалось медленно, и мы бы точно опоздали. А густой еловый лес полон маленьких сухих веток ровно на уровне глаз, так что двигаться в нём с открытыми глазами - опасно, и получилось бы всё равно медленно.

Поэтому мы сделали следующее: ушли с дороги, вошли в лес, закрыли глаза, одели повязки, и прочесали его вперёд очень быстро. И успели на электричку.

Почему? Когда я уже побыла в природной среде достаточно времени и приспособилась двигаться, появляется такое качество движения, в котором становлюсь постоянно телесно готова ко встрече с любым объектом и препятствием. Когда ориентируюсь на взгляд, то выбираю направление и иду по прямой. А тут - слушаю среду. Мои траектории не прямые, "не от головы", а вписанные в контекст всего, что растёт и движется вокруг..."

Настя: "Это то же самое, как когда мы на Коэнсаари делали джемы на камнях. Когда вживаемся в камни, они становятся мягкими. Тогда можно спокойно передавать им вес, перекатываться, переворачиваться вверхтормашками, опираться головой, летать в верхних поддержках и делать всё то, что ещё полчаса назад казалось немыслимым".

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ

Саша: "...Живя в городе, я могу сегодня даже не узнать, что был дождь, и было ли облачно.

А тут у меня есть ощущение времени из-за положения солнца, и я все время в курсе, что происходит с небом и воздухом. С одной стороны, я как бы хрупкая, незащищёная, и если сильный дождь, то я намокшая.

Выезжая на природу, делаю выбор в пользу незащищённости, но большей соединенности. И оказывается, что дождь - не так уж плохо, и под дождём можно танцевать и много чего делать. ...

... Для меня хороший показатель удачного фестиваля на природе - это когда в дождь люди не прячутся, а снимают с себя всё лишнее и бегут танцевать под дождём.

Маша: "... В городе у меня ощущение, что я всё время как бы "в комнате". Даже на улице - ровный асфальт, есть прослойка между мной и землёй. Привыкнув к жизни "на земле" в "Небесных Бобрах", я сильно замечаю эту разницу каждый раз, когда возвращаюсь в Москву..."

Саша: "...Недавно во время поездки в Норвегию я открыла для себя резиновые сапоги. Очень дикое и непривычное ощущение, когда вокруг мокро, но стопами я этого не чувствую. Настолько привыкла быть почти весь год в сандалиях, ощущать стопами все "неровности" погоды, что в сапогах чувствовала себя дезориентированной. Хотя это, кончено, очень удобно в холодном климате. В детстве не было у меня резиновых сапог, на юге это было не очень актуально..."

Маша: "...Приезжая на Ладогу, обычно в первые день-два не хочу двигаться на пляже, опускать лицо в песок. Потом случается эта встреча, и после неё я начинаю там совсем по-другому ходить, даже по тропинкам. Включается живое, непосредственное, животное, телесное взаимодействие с природой..."

Настя: "... Может быть, странно об этом говорить, но для меня в выездах на природу важны даже такие простые бытовые вещи, как сидеть на брёвнах. Это что-то про очень близкую связь, через которую я действительно чувствую, что восстанавливаюсь. ...
Происходит перезагрузка нервной системы. Просыпаюсь на природе - раскрывается спина. В городе она жесткая. ...

... Человеческое тело - оно живое, природное. В городе ему приходится выживать, ему необходима естественная среда для нормальной саморегуляции и для здорового телесного присутствия".

Фотографии: Руслана Слепова и Настя Ландсберг

#ladoga_dance #ladogaland #теломойдом #движениексебе #sashaffect #sashaffect_bodymind #эмбодимент