Танцевальная деревня на ладоге
ПОДХОДЫ К ДВИЖЕНИЮ: ПОЭТИЧЕСКИЙ И СОМАТИЧЕСКИЙ



ТЕЛО НА ПРИРОДЕ
В работе с движением и танцем мы условно выделяем разные подходы, и их названия помогают нам говорить о характере того, откуда взялось или на что направлено движение.
"Соматический" способ восприятия и движения - очень личный: как я встречаюсь с чем-то, как я пребываю в чём-то. Внимание в данном случае может быть направлено на внутренние ощущения, образы, чувства, или на внешнее пространство - но всё равно это моё личное путешествие.

"Поэтическое" движение - я создаю что-то для зрителя, настоящего или будущего, или для себя, или дополняю реальность. Это движение или действо, которое подразумевает, что потенциально оно может быть увидено.

В поэтическом ключе я мыслю движение в категории "движенческих фраз", даже если они не для зрителя. Движенческий фраза - это движение, у которого есть начало и конец в виде паузы, или так называемого статического равновесия. Внутри фразы тоже может быть момент равновесия. Но это равновесие динамическое, "неустойчивое", которое не является точкой, а скорее "подвешиванием" или переходом от одной части фразы к другой.

"Фразируя" движение, фокус я направляю и внутрь, и вовне одновременно. Говоря языком Стива Баттса, я оформляю опыт во фразу, даже если я его, например, получаю соматически.

Поэзия - это шаг о-формления, придания формы. Когда из моря всего соматического я выбираю один жест или фразу, и встраиваю его в контекст пространства и/или во временной контекст.

В природе таких возможностей ещё больше, чем в зале, потому что "дизайн" пространства всегда является частью танца, и его роль трудно проигнорировать. Для примера, скажем, танец на берегу озера или на скале трудно осуществить без того, чтобы взять сам берег или скалу в творческие партнёры.
Второй аспект поэтического движения - распределение движенческих "фраз" во времени. Я могу играть с ритмом, скоростью, совпадением, рассогласованием или задержкой во времени. Играя с этим, я могу делать отсылки к тому, что уже произошло, как бы обращаться к памяти, и, таким образом, выстраивать историю.

Слово "поэзия" означает составление, созидание. Например, в теории живых систем используется слово "автопоэз" - для того чтобы сказать, что живая система создает и непрерывно воссоздаёт сама себя.

Поэтика и соматика в танце - это не альтернативные способы. Мы много работаем с тем, как связывать эти два мира - соматичный и поэтический. Соматика даёт поле, из которого впоследствии рождается творческое произведение.

Что ещё нам даёт соматика? Пожалуй, качество личного понимания, не интеллектуального, а очень реального и живого.

Например, можно увидеть красивую фотку южного места у моря, а потом приехать туда, и почувствовать себя отвратительно. Или поехать на север, не ожидая никаких чудес, и, очутившись там телесно и соединившись с природой и ландшафтом, вдруг почувствовать себя, как дома.
Это и есть соматический заход - я могу понять, только когда я попробую. Это для меня как формула жизни. Пока я не попробую, я не могу принять истинного решения.

Может ли соматическое качество движения претендовать на искусство? Грубый ответ такой: "искусство - это для тех, кому не пофиг". Когда я двигаюсь от печёнки - это не искусство, это "не для тебя". Хотя изнутри для себя я переживаю свой танец и он может ощущаться как что-то очень ценное и наполненное для меня. Возможно даже, что для "соматически прокачанных" зрителей будет понятна его красота, и будет видно, например, как мои конечности опираются на органы, и как построены связи в моем теле. Но всё же это танец, который не искусство.

Если же в движении есть простраивание и композиционное внимание, движение может претендовать на искусство, даже если берёт почву в соматическом переживании реальности.
В данном случае встаёт вопрос, насколько возможно в одном моменте соединить и то, и другое. Можно ли включить свой мозг и свое внимание так, чтобы оба эти ключа присутствовали?
Скорее всего, это сложно сделать, если оба или один из этих ключей для человека являются чем-то достаточно новым. Тогда он может запутаться, как сороконожка, которая попыталась осознать, с какой ноги ей идти. И тогда есть шанс, что танцующий либо западёт в один из ключей, либо какой-то из ключей у него останется на уровне имитации.

Поэтому как отдельная, так и совместная тренировка погружений в соматической и в поэтическое движение может дать танцору обогащение спектра его возможностей и способность жонглировать разными переменными.

Пример сочетания соматической и поэтической работы, данной в рамках одного из интенсивов на Ладоге:

  1. Находясь в лесу, прогуляйтесь и найдите место, которое вас привлекает или которое вам отзывается.
    2. Побудьте в нём, дайте себе время узнать, освоить его.
    3. Понаблюдайте, какое качество присутствия и какое качество движения у вас рождается, находясь там, или разглядывая это место. Какие образы или желания рождаются? Подвигайтесь свободно с этими вопросами.
    4. Создайте своё движенческое хайку (хокку).
    В качестве опоры для создания прослушайте следующий текст:
    "Хокку - это формат японской поэзии, содержащий три короткие строчки, соотношение слогов в которых определяется как 5:7:5. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, поэтому они отбираются очень точно и приобретают особую весомость, значимость. В классическом хокку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. Хокку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного".
    5. Повторите своё движенческое хокку несколько раз, уточните его, и после этого покажите его партнёру.
    6. Создайте дуэт с партнёром, входом в который будут ваши движенческие хокку, воспроизведённые несколько раз.

Авторы: Анастасия Саевич, Мария Грудская, Александра Безроднова, преподаватели контактной импровизации и соматических практик, организаторы ежегодных фестивалей @Танцующая Деревня на Ладоге #ladogadance и @Water and Land Contact Festival #ci-thai
Made on
Tilda